Знания законов жизни несравненно важнее
многих других знаний, а знание, ведущее
нас к самосовершенствованию, есть знание
первейшей важности.
Г. Спенсер
В современных условиях нарастает сложность образовательной системы учреждения как объекта управления: - увеличивается число связей системы с другими системами (культура, медицина, спорт и др.), они становятся более интенсивными; - система приобретает ряд новых социально-образовательных функций (образовательно-профессиональная, образовательно-культурная, самореализация личности в условиях динамичного рынка труда и т.п.); - возрастает необходимость максимально учитывать образовательные запросы местного сообщества; - продолжаются новационные процессы в содержании и технологиях образования; - появляются новые функции в связи с введением федеральных и региональных стандартов (аттестация, аккредитация). Мы считаем, что управление развитием системы образования школы призвано обеспечить наращивание потенциалов системы: - за счет увеличения ассоциативных, координационных связей внутри самой системы; - за счет привлечения финансовых, кадровых, материально-технических, информационных потенциалов; - за счет инновационных процессов в системе образования (новые образовательные программы, технологии и т. п.). При этом должны одновременно работать два взаимосвязанных процесса: - сохранить все лучшее, дающее устойчивые положительные результаты; - проектировать развитие системы образования.
В связи с последним требованием возрастает роль метода проектов в управлении образованием.
Нормативно – правовая база методической работы школы
1. Положение о методическом совете школы.
2. Положение о предметном методическом объединении учителей.
3. Положение о Творческом МО педагогов. Методическая служба ОУ решает множество задач.
Вот некоторые из них: · анализ состояния педагогической деятельности в ОУ; · удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей учителей; · освоение и применение современных педагогических технологий в образовательном процессе; · создание условий для организации и реализации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ОУ. К основным направлениям деятельности методической службы ОУ относятся: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная. Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основополагающими в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности, повышения качества образования. Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста, выявления характера продвижения в развитии мастерства учителя. Уровень профессиональной компетентности рассматривается как содержательная характеристика деятельности учителя, а процесс самосовершенствования – как развитие, смена своеобразных этапов деятельности.2 Организационно-методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координацию методической работы коллектива. Основу информационной деятельности составляют: · нормативно-правовая и рекомендательная документация; · сведения о новинках педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы как ориентирах совершенствования деятельности ОУ, оформленные в виде банка инновационных идей, технологий; · аналитические материалы на основе диагностики, общих и отдельных срезов деятельности педагогического, ученического и родительского коллективов.
Новации в методической работе.
Признаки |
Новации |
Функции методической работы. |
Диагностическая, прогностическая, проектировочная, мобилизационно-побудительная, исследовательская, обучающая. |
Содержание методической работы. |
Апробация образовательных стандартов. Изучение содержания учебного плана и результатов его реализации. Ознакомление и выбор новых учебно-методических комплектов и альтернативных учебников. Диагностика и анализ уровня знаний, общеучебных и предметных умений обучающихся. Освоение педагогических технологий. Овладение технологией экспертизы профессиональной компетентности учителя и оказание помощи в повышении уровня его профессионализма. Разработка сборников описания различных организационных форм урока, методов и приемов из практики работы учителей. |
Формы: организационные, дидактические. |
ТПГ педагогов: по различным психолого-педагогическим проблемам, по интересам с разными целями. Организация и осуществление экспериментальной работы. Конкурсы «Учитель года», методические недели, фестивали педагогических идей. Анализ видеоуроков. |
Используемые методы. |
Классические (имитационные) деловые игры. Ролевые игры. Решение педагогических (ситуативных) задач, т.е абстрактных. Диалогические методы (беседа, диспут, дебаты, дискуссия). |
Позиция учителя. |
Обучающийся. |
Создавая модель методической работы школы, мы старались соблюсти следующие принципы:
- перспективное и текущее планирование коллективной, групповой и индивидуальной форм методической работы;
- тематику всех форм деятельности, соответствующую определенной на этот период времени единой методической теме работы школы;
- наличие действующего методического совета для решения проблем согласования, определения промежуточных и конечных результатов, анализа и коррекции работы;
- организацию теоретико-методологического семинара для повышения уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива школы и практикума по различным аспектам деятельности в соответствии с единой методической темой;
- презентацию позитивных результатов методической работы в разнообразных формах;
- рефлексию.
Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение профессионального мастерства.
Важнейшая цель управления методической работой это: обучение кадров; создание условий для самообразования, саморазвития.
Во главу угла при организации методической работы мы ставим реальные запросы и интересы педагогов, и позитивный стиль управления:
у нас поощряется участие коллектива в управлении школой;
сложилась культура требовательного уважения;
планирование и выработка решений осуществляется коллективно;
школа поддерживает оптимальные связи с внешней средой;
контроль носит диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер;
администрация школы постоянно видит успехи педагогов и поощряет каждого сотрудника школы за его собственные достижения и достижения его учеников.
Повышение квалификации всего педагогического коллектива является одним из условий развития образовательного учреждения. Поэтому мы решили взять за основу коллективную форму методической работы – работу над проектом.
Работа всего коллектива над одним или нескольким проектам помогает повысить как познавательный, так и деятельностный уровни профессиональной компетентности учителя, организовать сообщество педагогов для обсуждения возникающих проблем в процессе овладения запланированной педагогической темой, что способствует развитию педагогической культуры учителя в целом.
Поэтому в центре модели организации методической службы нашей школы - учитель. Она включает в себя постоянно действующий проблемно-методологический семинар для всего коллектива и методический практикум работы над проектом, а далее – индивидуальную методическую работу, предметные методические объединения, творческие проблемные группы.
Любая новая идея в процессе внедрения проходит несколько последовательных этапов: от овладения теорией и методикой проблемы (I этап) через использование на уровне каждодневного рабочего инструмента (II этап) к развитию творчества педагога и выходу на конечный результат – развитие творческой личности ученика (III этап).
Методическая служба
Презентация методической службы
Анализ методической службы 2019 год
Анализ методической службы 2020 год