Понедельник, 19.08.2019, 02:27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт школы

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Реализация программы здоровье.

     
    Пояснительная записка.
    Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для
    беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональными законами «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих подростков в сохранении и укреплении их здоровья. Рекомендуется при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения здоровья населения руководствоваться положениями «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации». В свете этого была разработана Федеральная междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений (Касаткин В.Н., д.м.н). Программа «Здоровье» одобрена Министерством образования РФ, Министерством здравоохранения РФ, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук. Перспективной формой реализации задач охраны и укрепления здоровья школьников на нынешнем социально-экономическом этапе должна стать Федеральная целевая комплексная программа «Образование и здоровье», реализуемая в рамках нового этапа реформы образования в России. Механизмом реализации программы являются региональная целевая программа «Образование и здоровье», разрабатываемая совместно органами образования, здравоохранения и социальной защиты с учетом специфики региона, его потребностей, интеллектуального, финансового, информационного и кадрового потенциала.
     
    Приоритет профилактики
    Структура заболеваемости определяет приоритетность мероприятий при проведении профилактической и оздоровительной работы. В структуре функциональных отклонений, выявляемых у учащихся младших и средних классов, нарушениям осанки принадлежит первое место. Поэтому одним из приоритетных направлений сегодня является профилактика и коррекция нарушений опорно- двигательного аппарата у школьников. К сожалению, до сих пор немало врачей считают нарушения осанки у детей явлением, не заслуживающим серьезного внимания, поскольку они якобы и без каких-либо лечебно-профилактических мероприятий с возрастом бесследно исчезнут. Между тем все более подтверждается мнение, что различные нарушения осанки в детском возрасте представляют большую опасность, если своевременно не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой формируются более стойкие и серьезные нарушения и заболевания. Правильная осанка в детском возрасте является одним из необходимых условий нормального формирования КМС, так как неправильное положение тела при повышенной эластичности детского скелета приводит к различного вида деформациям и нарушениям его развития. Нарушения осанки создают условия для развития заболеваний ОДА и многих внутренних органов и систем. Из факторов внешней среды следует выделить негативные психоэмоциональные ситуации, длительные статические нагрузки, нерациональное питание, отсутствие мотивации у некоторых школьников к здоровому образу жизни. Среди факторов внутришкольной среды, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние ОДА, до сих пор значимыми остаются нарушения условий освещения и подбора мебели в классах. В современных условиях все эти вышеперечисленные факторы дополнились новыми. Это: – интенсификация обучения и использование технических средств; – переход на новые формы и методы обучения; – снижение двигательной активности и как результат – выраженная гипокинезия школьников. Существует прямая зависимость между правильным физическим воспитанием, двигательным режимом и формированием хорошей осанки. Коммерциализация спортивных секций Дворца спорта привела к тому, что занятия плаваньем, боксом, борьбой для большинства семей школьников недоступны. Кроме того, сейчас, когда помимо телевизоров появились столь притягательные для детей компьютеры, опасность гипокинезии возрастает еще больше. Малоподвижное времяпрепровождение становится у детей привычным. Два урока физкультуры в неделю удовлетворяют двигательные потребности школьников только на 10–15%. Принятая в школах организация учебного процесса, когда доминирует сидячая рабочая поза, требует специальных профилактических мер, направленных на сохранение осанки учащихся. Одна из таких мер – физкультурные минутки на занятиях в классе, а дома – возможность для более существенной разминки Необходимы инновационные технологии, направленные на профилактику нарушений ОДА у учащихся Чтобы предотвратить нарушения ОДА, необходимы определенные профилактические мероприятия:
    – ранняя диагностика нарушений ОДА и их своевременная коррекция;
    – оптимизация суточной двигательной активности и рациональное физическое воспитание с использованием корригирующей гимнастики;
    – обучение учителей, родителей и детей основам ЗОЖ. Цель: создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся
    Задачи:
    -  пропаганда здорового образа жизни;
    -  профилактика заболеваний школьного коллектива
     
    Методология
    Подпрограмма «Здоровье» базируется на следующих методологических принципах: – учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» используется для обучения здоровью в школе в сочетании с межпредметным обучением по отдельным разделам ЗОЖ.
    Педагоги-предметники используют информационное поле своей учебной дисциплины для «встраивания» в него вопросов здорового образа жизни и гигиенического воспитания, раскрытие и освещение которых достигается на материале данного предмета;
    – учебный процесс по ЗОЖ осуществляется силами педагогов школы с привлечением медицинских работников школы и города;
    – к формированию идеологии здоровья привлекаются все члены школьного сообщества: педагоги, медицинский работник, родители;
    – медицинский работник школы участвует во всех направлениях учебно-воспитательной, профилактической и оздоровительной деятельности;
    – идет обучение педагогов методологии преподавания ЗОЖ;
    – постоянно проводятся мониторинг здоровья, психологическое сопровождение учащихся, охраняется здоровье учителей;
    – налажена работа с родителями;
    – проводятся социологические опросы школьников, педагогов, родителей для выявления потребностей в информации и наиболее приемлемых технологиях обучения.
    Подпрограмма «Здоровье» представляет собой методологический модуль, успешное взаимодействие структурных элементов и блоков которого обеспечивает достижение требуемого результата.
    Учебно-методический комплекс представлен содержательным блоком, в котором продуцируется, отрабатывается, обновляется и накапливается весь необходимый для функционирования модели научно-информационный потенциал, и технологическим блоком, включающим в себя все новейшие и традиционные формы и методы образовательной и дидактической деятельности (компьютерные обучающие и тестирующие программы, видео- и аудиоматериалы, учебные модули, психологические методики, наглядные материалы и малые формы, учебные пособия, лекции, беседы, выставки и т.д.). При этом используются все резервы классного, внеклассного и каникулярного времени; активизация физкультурной работы, осуществление разнообразных внеклассных мероприятий: научных конференций и исследовательской деятельности учащихся, массовых акций, тематических внеклассных мероприятий, соревнований, дней здоровья, конкурсных программ, месячника «Спорт и здоровье» и т.д.
    Блок носителей знаний и технологий, важнейшее звено любой деятельности, и педагогической в особенности,
    — это кадровый потенциал школы: учителя, администрация, медицинский работник.
    Блок охраны и укрепления здоровья учителя включает в себя модули:
    1. Организационный модуль с функциями планирования и организации работы по охране и укреплению здоровья учителя и ученика;
    2. Социально-психологический — по выявлению основных параметров образа и стиля жизни, отношения педагогов к своему здоровью и здоровью учащихся и осуществлению диагностики психологического климата в школьном коллективе;
    3. Психодиагностический, осуществляющий комплексную психодиагностику, на основе которой разрабатываются групповые и индивидуальные формы психопрофилактической работы;
    4. Медико-диагностический — по оценке здоровья;
    5. Информационно-познавательный — для осуществления различных форм активного обучения по медицинским проблемам охраны, укрепления и поддержания здоровья;
    6. Психопрофилактический — для проведения комплекса мероприятий по снятию эмоционального напряжения и совершенствованию коммуникативной компетенции;
    7. Рекреационно-оздоровительный, обеспечивающий спортивно-оздоровительные мероприятия;
    8. Модуль для оказания социальной помощи и поддержки учащимся и учителям, нуждающимся в них по состоянию здоровья;
    9. Педагогический модуль по формированию у педагогов готовности быть «учителем здоровья». Блок мониторинга здоровья учащихся.
    Блок стратегии и управления процессом обучения здоровью объединяет и координирует все вышеуказанные блоки, является идейно-руководящим звеном. Всеобъемлющая задача создания «поддерживающей среды», в которой «здоровый выбор станет легким выбором», актуальна также и для таких подсистем общества, как семья и школа. Поэтому необходима постоянная работа с родителями, от которых во многом зависит создание среды, обеспечивающей возможности и потребности в здоровом выборе.
    Опосредованно родители учащихся, так же как и их дети-школьники, становятся членами школьного сообщества, поэтому выработка единого представления о здоровье и путях его сохранения и укрепления становится важной методологической задачей подпрограммы, которая предусматривает самые разные формы работы с родителями, такие как индивидуальное консультирование, лекции, беседы, привлечение родителей к различным оздоровительным мероприятиям, которые проводятся в школе, и многое другое. Инструментарий: книги, памятки, тесты знаний по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции, видеоматериалы, серии плакатов по профилактике курения, наркомании, разработки уроков по профилактике заболеваний, компьютерные презентации и памятки для учащихся и родителей. Успешная реализация программы возможна только в том случае, если работают все ее направления и структурные элементы. Прежде всего это касается организационного обеспечения программы с четкой системой взаимосвязей ее отдельных блоков.
    В структуре самой модели организационное обеспечение программы представлено блоком управления, частью которого является творческая группа «Здоровье», совет физкультуры (орган ученического самоуправления) руководящий орган школьного комплекса. Педагогический совет школы утверждает годовой план работы школы в рамках программы, который рассматривается на методическом совете.
    Комплексность и новизну данной подпрограммы необходимо рассматривать в трех важнейших плоскостях:
    1. Объектом исследования является все школьное сообщество: учащиеся, педагогический состав, методические, административные звенья, медицинский и вспомогательный персонал школы, родители учащихся.
    2. Работа охватывает и учебный процесс, и свободное время учеников, все имеющиеся в школе информационные ниши, используется широкий круг медицинских, психологических и образовательных методов, методик, технологий с привлечением специалистов разного профиля.
    3. Важнейшим результатом работы должно явиться достижение ценностного и смыслового единства в идеологии здоровья, которое охватывает все уровни школьной иерархии – администрацию, педагогический коллектив, медицинскую службу, родителей, учащихся.
     
    Ожидаемые результаты.
     Ожидаемые результаты станут реальностью, если все члены школьного коллектива будут одинаково относиться к проблеме «человек – образ жизни – образование – здоровье». Когда в данной социальной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным. На общем фоне формирования единства взглядов, отношений и действий выстраивается целый ряд более конкретных результатов, которые подлежат измерению и являются одновременно критериями оценки успешности работы. В качестве важнейших критериев мы рассматриваем:
    1. повышение уровня гигиенических знаний;
    2. формирование мотивации здорового образа жизни, практических навыков и умений;
    3. формирование сознательного гигиенического поведения;
    4. улучшение показателей здоровья;
    5. пропаганда и ведение здорового образа жизни.