Методические рекомендации по профилактике детского и подросткового вандализма
Вандализм – это осквернение зданий и иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. Вандализм выражается в нанесении различных надписей, нередко нецензурного характера, на фасадах зданий, на заборах и иных сооружениях, в загрязнении стен домов, и других сооружениях в населенных пунктах, порче оборудования транспортных средств (сидений, окон, поручней и т.п.), лифтов и жилых домах и учреждений, повреждение и выведение из строя телефонных автоматов, повреждение садового оборудования и аттракционов в парках и т.д. Особенно остро вандализм проявляется среди подростков.
Подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет. При этом разрушения считаются для них развлекательным времяпровождением. Прежде всего, профилактику вандализма нужно осуществлять в школах.
Профилактика вандализма осуществляется по следующим направлениям:
1) Воспитание у детей уважительного отношения к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности, является основой предупреждения актов вандализма. Формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения, развитие чувства патриотизма, любви к своему отечеству, городу, дому, школе, семье во многом способствуют аккуратности и соблюдению порядка, как во внешнем виде, так и во всем окружающем, нетерпимости к разрушениямьи порче.
При изучении таких школьных предметов, как: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Граждановедение и Обществознание необходимо использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как:
-
чувства российского патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;
-
толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;
-
уважения прав других людей иметь разные точки зрения;
-
способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;
-
умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;
-
умение использовать демократичные способы и процедуры для достижения своих целей;
-
осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
Гражданское образование подготовит учащихся к выбору таких гражданских позиций как: патриот, законопослушный гражданин, налогоплательщик, участник процесса формирования выборных органов власти и самоуправления, восприятие идей гуманизма и толерантности.
Для воспитания чувства ответственности, любви к своему городу, району, улице, следует использовать и другие дисциплины.
Педагоги в воспитании несовершеннолетних должны убедить учащихся в том, что соблюдение законности и правопорядка – это норма жизни любого цивилизованного общества .
2) Организация досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Организация спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
3) Устранение конфликтов учащихся с родителями, учителями, сверстниками, нормализация обстановки в семье и коллективе во многом способствуют снижению агрессии и протеста, выраженном в разрушительных формах поведения.
4) Профилактика алкоголизма и наркомании, борьба с вредными привычками и формирование здорового образа жизни является одним из залогов предупреждения и снижения актов вандализма, т.к. разрушительное поведение лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического возбуждения намного агрессивнее и имеет более тяжелые последствия.
5) Проведение пропагандистской работы с учащимися. Беседы на тему сохранности школьного имущества, большом материальном ущербе, который приносят школе шалости и намеренная порча школьного инвентаря, информация о стоимости школьного имущества и трудности при устранении ущерба за счет школьных средств, безусловно, заслуживают внимания. Однако наиболее эффективным способом воздействия на потенциальных вандалов остается проявление внимания к каждому случаю разрушительного поведения.
Следует выявлять виновных учащихся, анализировать их проступки, обсуждать и принимать меры к устранению порчи и последствий разрушения самим виновным или возмещения материального ущерба его родителями.
Основная роль в профилактике вандализма все-таки отводится воспитанию, которое приведет к осознанию асоциальных норм поведения или к изменению уже сложившихся деструктивных мотивов и установок. Информирование о стоимости объектов, последствий их разрушения и необходимости устранения порчи своими силами способствует развитию у потенциального вандала чувства социальной и материальной ответственности.