МБОУ СШ № 1 имеет: 34 компьютера, 70 ноутбуков, имеется подключение к линии Интернет.
Современный образовательный процесс невозможен без использования информационных технологий. Презентации помогают учителю обеспечить наглядность объектов, процессов.
Так, например, учитель истории Школьная Л.В. выделяет следующие возможности ИКТ для развития учащихся в предметном поле школьной дисциплины «История»:
-обучение учащихся методу фильтрации информации при организации познавательных действий в Интернете,
-сравнительным навыкам мышления и критичности восприятия исторической информации, умению сопоставить учебник и Интернет.
Учителем совместно со старшеклассниками созданы Web - страницы по многим историческим темам и курсам. В 9-х классах при изучении тем «Новейшей истории» ученики создавали презентации, которые стали существенным дополнением к материалу учебника. Лира Викторовна считает, что работая в Интернете, ученики должны были умело и дозировано использовать графическую, текстовую, картографическую, визуальную информацию.
Использование презентаций при предъявлении теоретического материала обеспечивает: последовательность и системность изложения материала, визуализацию информации, что немало важно вследствие ограниченности учебного времени. Используются учителем на уроках истории мультимедийные энциклопедии, которые содержат электронные ресурсы сети Интернет. Энциклопедии – предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» , CD «Династия Романовых. Три века российской истории». К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD «Святая Русь», «Храмы Санкт -Петербурга», «Золотое кольцо России», CD «Россия», CD «Московский Кремль». Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD «Эрмитаж», CD «Битва за Москву» и CD «От Кремля до Рейхстага», CD «Генералиссимус Суворов», CD «Наполеон и Александр» И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией «бумажных» изданий.: CD «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия». CD «Библейский компьютерный справочник».
Например, материалы Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия, постоянно используются Лирой Викторовной на уроках истории и всемирной истории в10-ом, 11-ом классах. Эта энциклопедия универсальна для работы на уроках, т.к. содержит справочный, видео и др. материалы. Такая деятельность открывает доступ учащимся к большому объему информации, которая в традиционном виде практически не реализуема.
Особым эмоциональным и познавательным потенциалом, как считает учитель обладают виртуальные экскурсии. Виртуальные выставки имеет Государственный исторический музей, виртуальный музей экспонатов имеется на сайте Института археологии и этнографии. Здесь можно не только узнать информацию, но и увидеть экспонаты в залах музеев. Останавливая видеофильм, можно рассмотреть заинтересовавший артефакт, архитектуру здания. Материалами этих сайтов пользуются учитель и дети при изучении тем культуры Руси и России с учащимися 10-х классов.
На страницах российского электронного журнала «Мир истории» познакомились с различными историческими проектами. Например, проект «Великая Отечественная» используется при прохождении соответствующей темы в 11-ом классе. С помощью информационных технологий учителем организована не только поисковая работа по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Хорошим подспорьем в выявлении уровня знаний старшеклассников, повторении и закреплении учебного материала является образовательный комплекс «История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ» В рамках данного издания для тематического контроля Школьной Л.В. созданы собственные подборки тестов, сконструированы разноуровневые задания.
Электронные учебники - являются основным инструментом для регулярных систематических занятий по предмету. В 1997/98 учебном году был издан первый в отечественной педагогической практике компьютерный (мультимедиа) учебник по предмету история: CD «История России: XX век». Этот учебник является комплексной обучающей программой, в которой реализован замкнутый алгоритм обучения. Лира Викторовна регулярно выходит на сайт издательства, по адресу: http://www.history.ru/ , где скачивает обновление к программе и методические рекомендации по ее использованию (в том числе подробное описание вариантов использования учебника на уроках).
Позже появились виртуальные учебники CD «История Отечества IX-XVIII вв.», CD «История Отечества. 882-1917» и другие.
На уроках истории 10-11кл. активно используется компьютерный вариант учебника «История России: ХХ век», который позволяет использовать комплексную информацию по предмету: видеоряд, звук, голос диктора, а также автоматизированный контроль пройденного материала.
Таким образом, используемые учителем истории информационно-коммуникативные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории самые различные источники информации, расширить возможности познания и обучения, организовать индивидуальную творческую деятельность детей и получить качественные результаты
На многих уроках учителя использует проекты и презентации разработанные детьми. Например по теме «Банки» - 9 класс; «Организация международной торговли» - 11 класс; «Факторы производства» - 10 класс и др.
Эффективно используется компьютерное оборудование, интерактивная доска на уроках иностранного языка: использовались презентации на темы: «Здравствуй, школа!», «Повсюду листопад», «Английские школы, какие они?», «Что делают наши английские друзья у себя в школе», «Свободное время».
По каждой теме учащиеся знакомились с новой лексикой, изучали схемы и таблицы по грамматическому материалу, выполняли тренировочные упражнения по грамматике, а также работали с тестовыми заданиями в заключении изучаемой темы как закрепление.
На уроках иностранного языка в 9 классе по теме: «Что мы называем нашей Родиной» ребята выполняли тестовую работу по страноведческому материалу с помощью компьютера.
Презентация для урока – закрепления на тему: «Лицо города – визитная карточка страны» выполнялась совместно с учащимися с использованием Интернета.
На уроке – путешествие на тему: «Какое движение транспорта в современном городе» каждый ученик совершал путешествие по городам Англии на выбранном виде транспорта по грамматическим заданиям.
Презентация на тему: «В деревне тоже много интересного» представляла собой знакомство с видами животных через введение новой лексики по новой теме.
На уроках иностранного языка учащиеся применяли Интернет по темам: «Молодёжь - сегодня», «Будущее начинается уже сейчас». Ребята приготовили интересные работы о выборе своей профессии.
На уроке – закреплении по теме: «Каникулы и книги» в презентации каждый ученик приготовил свой слайд, где был составлен рассказ о том, как они провели летние каникулы.
В первой четверти презентации использовались на уроках по темам: «Литература», «Музыка», «Прикладное искусство», и «Киноискусство».
Через презентации ученики познакомились со страноведческим материалом, а также выполняли грамматические задания и тестовые работы. Большое значение играет в изучении иностранного языка использование дисков с интерактивными заданиями, игровые задания. Так учитель ин. языка в классах 1 ступени использует диски с играми, песнями, где мультипликационные герои говорят на английском языке. По теме: «Занятия на каникулах» ребятам были предоставлены слайды со схемами – опорами по которым они составляли монологи, диалоги и составляли рассказы по фотографиям, на которых были изображены различные виды деятельности для их сверстников во время каникул.
Интересные презентации выполнены с учениками и для внеклассных мероприятий по английскому языку. Например, яркая красочная презентация к празднику Рождества была выполнена совместно учащимися. На слайдах были красочные поздравления для всех учеников, изучающих иностранный язык.
Активно используются информационные технологии в проведении праздников, конкурсов, викторин, выступлении агитбригад на темы «Мы за здоровый образ жизни!», «Правила дорожного движения выполняй на пять!».
Наиболее активно используют информационные технологии учителя: Гаркушенко В.А., Алдохина Л.В., Ермилова М.В. (русский языка и литература), Виноградова Л.Ю. , Сергеева С.М.,(английский язык), Кузякова Т.Н, Школьная Л.В.(история, обществознание), Гинкул Ю.Н., Степанова Н.В., Истомина В.А.,
Широко используются информационные технологии при индивидуальной работе с одаренными детьми: работа над проектами, создание презентаций, участие в Интернет-конкурсах. Наиболее высоких результатов достигли обучающиеся Гаркушенко В.А., Кузяковой Т.Н., Щербаковой О.Ф., Алдохиной Л.В., Ермиловой М.В.
Однако большим недостатком администрация считает невозможность подключения всех кабинетов к линии «Интернет», а скорость, которая приходит по выделенной линии недостаточная, чтобы информация поступала на все компьютеры и ноутбуки.